Функциональная Грамотность
ОСНОВНОЙ_минобразования_Анищенков_.pdf
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Методические материалы по функциональной грамотности
НОВЫЕ ФГОСЫ. ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ ФГОСЫ. ИНФОРМАЦИЯ
Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе. Обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Примерные рабочие программы по учебным предметам: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Структура примерной рабочей программы
Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.
Содержание образования (по годам обучения).
Планируемые результаты освоения рабочей программы:
- личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета);
- предметные (по годам обучения).
Тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся).
Семинары по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ:
Начальная школа (Рус язык и литературное чтение) https://www.youtube.com/watch?v=3-t446MKPZk
Иностранный язык (анг) https://www.youtube.com/watch?v=rtQoFPNpxEk
Русский язык https://youtu.be/inrM2Yx5eWU
Математика https://www.youtube.com/watch?v=3dCtirSSfXQ&t=3958s
https://www.youtube.com/watch?v=e7pYNfev7JE
Информатика https://www.youtube.com/watch?v=pyY_LI9nJiI
Обществознание ( история) https://youtu.be/wSGGGn6-aOI
Право https://www.youtube.com/watch?v=ROcTBmMHISc
Химия https://www.youtube.com/watch?v=3-t446MKPZk
Физика https://youtu.be/fk_u-dL5888
Биология https://youtu.be/-mKETmZVe54
Технология https://edsoo.ru/V_fokuse_vnimaniya_Primernie_rabochie_programmi_po_tehnologii_.htm
Конструктор рабочих программ:
Семинары по функциональной грамотности: https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO
Всероссийская научно-практическая конференция "Единая критериальная система оценки в общем образовании" https://www.youtube.com/watch?v=eVmQmDvY6bU
ПАМЯТКИ
Памятка родителям ФГОС НОО 2021
Памятка родителям ФГОС ООО 2022
Памятка родителям ФГОС СОО 2023
Информацмя
МБОУ Первомайская СОШ Красносулинского района
- проведении диагностических работ в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
-
- Педагогические затруднения в области развития функциональной грамотности
№ |
Затруднения педагогов |
Отметка о наличии (Да/нет) |
Затруднения дидактического характера |
||
1. |
Отсутствие в используемых учебниках заданий практико-ориентированного, проблемного характера, позволяющих формировать различные виды функциональной грамотности обучающихся. |
Нет |
2. |
Содержание и методический аппарат используемых УМК не позволяют вести эффективную работу по формированию читательской грамотности. |
Нет |
3. |
Сложности с отбором источников информации разных видов к заданиям на развитие функциональной грамотности. |
Нет |
4. |
Отсутствие дидактического банка заданий по конкретным темам по развитию функциональной грамотности. |
Нет |
5. |
Незнание (неиспользование) дидактических банков заданий, расположенных на верифицированных образовательных ресурсах. |
Нет |
6. |
Добавить свой вариант. |
|
Затруднения методического характера |
||
1. |
Отсутствие (или недостаточно) методических рекомендаций по использованию ресурсов, направленных на формирование и оценивание функциональной грамотности. |
Нет |
2. |
Недостаточное понимание потенциала учебного предмета для формирования конкретного вида функциональной грамотности обучающихся. |
Нет |
3. |
Недостаточное знание приёмов, методов и способов работы, современных образовательных технологий, которые позволяют осуществлять работу по формированию функциональной грамотности. |
Нет |
4. |
Сложность с самостоятельной разработкой заданий, которые выходят за рамки предмета, потенциально личностно значимы, вовлекают обучающихся в диалог, вызывают интерес. |
Да |
5. |
Сложность в отслеживании результатов обучающихся по формированию функциональной грамотности. |
Да |
6. |
Сложность в определении критериев оценки заданий на развитие функциональной грамотности, выявление уровня ее сформированности, оценивание метапредметных результатов. |
Да |
7. |
Затруднение в определении типов заданий, способствующих формированию функциональной грамотности. |
Да |
8. |
Отсутствие в школе системы внутреннего мониторинга по формированию функциональной грамотности. |
Да |
9. |
Добавить свой вариант. |
|
-
- Затруднения обучающихся при выполнении диагностических работ по функциональной грамотности
№п\п |
Затруднения обучающихся |
Отметка о наличии (Да/нет) |
|
Читательская грамотность |
|
||
1. |
Использование составных текстов с различными способами подачи информации. |
Нет |
|
2. |
Умение находить и извлекать из текста информацию, необходимую для ответа на вопрос. |
Нет |
|
3. |
Составление развёрнутого ответа. |
Да |
|
4. |
Интерпретация информации. |
Да |
|
5. |
Добавить свой вариант |
|
|
Математическая грамотность |
|
||
1. |
Применение общих математических знаний для решения конкретной жизненной задачи. |
Нет |
|
2. |
Необходимость использования знаний из разных разделов математики. |
Да |
|
3. |
Использование информации в различных формах: числовой, символьной, текстовой, графической (график, диаграмма, схема, изображение и др.) структурированной (таблица). |
Нет |
|
4. |
Отсутствие прямых указаний на способ, правило или алгоритм выполнения задания. |
Да |
|
5. |
Добавить свой вариант. |
|
|
Естественнонаучная грамотность |
|
||
1. |
Формат заданий по естественно-научной грамотности, применение общих предметных знаний для решения конкретной задачи. |
Нет |
|
2. |
Общий уровень учебных знаний и умений. |
Нет |
|
3. |
Необходимость использования знаний из разных школьных предметов. |
Нет |
|
4. |
Умение работать с информацией, представленной в различной форме (текстах, таблицах, диаграммах или рисунках). |
Нет |
|
5. |
Добавить свой вариант. |
Нет |
|
Финансовая грамотность (при наличии) |
|
||
1. |
Выявление финансовой ситуации. |
Нет |
|
2. |
Анализ информации в финансовом контексте. |
Нет |
|
3. |
Оценка финансовых проблем. |
Да |
|
4. |
Применение финансовых знаний и понимание. |
Да |
|
5. |
Добавить свой вариант. |
Да |
|
|
|
|
|
Глобальные компетенции (при наличии) |
|
||
1. |
Осознание и понимание глобальных проблем. |
Нет |
|
2. |
Осознание и понимание межкультурных различий. |
Нет |
3. |
Определение причин существования проблемы (явления, действия, взаимодействия и пр.) с опорой на представленную информацию и контекстные знания. |
Нет |
4. |
Адекватное аргументирование возможных перспектив развития проблемы (явления, действия, взаимодействия и пр.) с опорой на представленную информацию и контекстные знания. |
Да |
5. |
Оценивание информации о проблеме (явлении, действии, взаимодействии и пр.) с точки зрения выбора источников. |
Да |
6. |
Объяснение сходства и различия в оценке проблемы, явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными и Иными особенностями и традициями. |
Да |
7. |
Добавить свой вариант. |
|
Креативное мышление (при наличии) |
||
1. |
Выдвижение разнообразных и креативных идей. |
Нет |
2. |
Уточнение и совершенствование разнообразных идей. |
Нет |
3. |
Отбор наиболее креативных идей. |
Нет |
4. |
Оценка сильных и слабых сторон идей, которые могут быть впоследствии доработаны и уточнены. |
Да |
5. |
Добавить свой вариант. |
|
Типичные затруднения обучающихся
№ п\п |
Затруднения обучающихся |
Отметка о наличии (Да/нет) |
1. |
Не могут быстро найти нужную информацию. |
Нет |
2. |
Не умеют работать с данной информацией. |
Нет |
3. |
Не могут применить свои знания на практике. |
Нет |
4. |
Не умеют критически мыслить. |
Да |
5. |
Не умеют оценивать информацию и принимать решение в условиях неопределенности и многозадачности. |
Да |
6. |
Не осуществляют информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. |
Да |
7. |
Низкий темп работы не позволяет достигать нужного результата. |
Нет |
8. |
Недостаточно высокий уровень техники чтения. |
Нет |
9. |
Недостаточный словарный запас у учащихся. |
Да |
10. |
Низкая учебная мотивация. |
Да |
11. |
Не умеют анализировать, делать выводы, применять знания в конкретной ситуации. |
Да |
12. |
Возникают затруднения при аргументации своей точки зрения по какому-либо вопросу. |
Да |
13. |
Использование приобретенных знаний при решении задач различных типов. |
Нет |
14. |
Вычислительные ошибки при формулировке проблем на математическом языке. |
Нет |
15. |
С трудом выполняют логические операции. |
Нет |
16. |
Непонимание формулировок заданий. |
Нет |
17. |
Неумение выделять главное и второстепенное. |
Да |
18. |
Неумение осуществлять контроль своей деятельности. |
Да |
08.11.2022- Сертификат-Что нужно знать про инфляцию.pdf
09.11.2022-Сертификат-Зачем нужна страховка и от чего она защитит.pdf
11.11.2022- Сертификат-Платить и зарабатывать банковской картой.pdf
28.10.2022-Сертификат- Все про Кредит....pdf
28.10.2022 Сертификат- Как начать свой бизнес...pdf
13.12.2022- Сертификат-С налогами на ТЫ.pdf
Как_защититься_от_кибермошенничества_Презентация_2021.pdf
Все_про_кредит_Презентация_2021.pdf